Всем здравствуйте.
За последние годы на автомобильном рынке произошли существенные изменения. Стали возникать новые сегменты.
Таким на сегодняшний день и один из самых быстрорастущих является сегмент автомобильного рынка: кроссовер- городской внедорожник.
За счет платформы, построенной на легковой базе, главным отличием которой является увеличенный клиренс (дорожный просвет) и просторный салон, данный класс быстро завоевал популярность во всем мире и Россия не стала исключением. Каждый год число подобных автомобилей на наших дорогах растет, а модельный ряд большинства компаний пополнился автомобилями этого класса и стал чуть ли не лидирующим в линейке производителя.
Представленные на нашем рынке автомобили класса кроссоверы имеют несколько видов привода: передний, полный постоянный (механически), полный подключаемый электроникой, полный с блокировкой.
У каждого типа привода существуют свои особенности управления, особенно если это касается управления зимой на скользкой дороге. В связи с этим сразу возникают следующие вопросы: насколько сложнее или проще управление кроссовером на скользкой дороге в отличии от легковой и есть ли необходимость проходить для безопасного вождения специальные курсы.
Давайте разберемся с возможным поведением кроссовера на дороге вне зависимо какое время года и какие погодные условия на улице.
В первую очередь не стоит забывать о том, что у данного класса главное отличие- это высота автомобиля, а следовательно, исходя из знаний школьного уровня физики, центр тяжести находится выше от земли, то есть при одинаковых условия (скорость, траектория и радиус поворота в отличии от легкового автомобиля) у кроссовера будут более сильные крены кузова, и поперечная раскачка. Но в тоже время, находясь выше от земли улучшается обзорность и изменяется ощущения от вождения, водитель более медленно входит в поворот и у него есть больше времени на адекватную реакцию в случае возникновения непредвиденной ситуации на дороге.
Зимой отличий в управлении особо нет, также как и на любом авто стоит сильнее учитывать такие параметры как скорость , держать большую дистанцию, медленней проходить повороты. В случае с кроссовером это стоит учитывать на порядок больше, так как автомобиль имеет большую массу. Многие считают так-"у меня полный привод и мне все не почем". На скользкой дороге полный привод совсем не панацея.
К тому же поведение автомобилей с различными видами полным приводом отличается от переднего очень сильно. Знание этих особенностей главный помощник на дороге.
Постоянный полный привод с блокировкой на машинах без межосевого дифференциала при движении на скорости в повороте будет показывать так называемую недостаточную поворачиваемость –скользить всеми колесами наружу поворота. Такой автомобиль при заносе начинает ехать боком и чтоб его выравнять, необходимо работать как тормозом так и педалью газом, этот процесс можно отработать на пустой площадке. Когда начинается занос стоит сбросить газ и начать выравнивание автомобиля, при этом автомобиль начинает разворачивать в другую сторону, далее слегка поддавая газу выравниваете автомобиль и только потом начинаете притормаживать тормозом. Но главным преимуществом такого привода является поведение и проходимость в глубоком снегу.
На автомобиле с электронным приводом происходит следующее -автомобиль двигается с приоритетом на передние колеса, а в случае проскальзования одного или заноса оси, через межосевой дифференциал начинает подключаться задний мост, что позволяет уверенней контролировать дорожную ситуацию. Но у электронного полного привода есть недостаток который заключается в том, что работая в автоматическом режиме при езде по скользкому покрытию, задняя ось подключается слишком часто, и муфту передающую крутящий момент назад, можно перегреть. Так как разные производители используют различные типы привода, автомобили имеют разное поведение на дороге, это привело к тому, что они начали предлагают своим клиентам курсы по "повышению водительского мастерства", в принципе это представляет собой обучение навыкам вождения и особенностям поведения конкретного автомобиля.
Механический полный привод является самым понятным приводом, при работе тяга от двигателя распределяетя между осями, такой автомобиль ведет себя более предсказуемо и управлять им в сложных условиях для опытного водителя легче.
На скользкой дороге стоит учитывать что у кроссовера, более высокий центр тяжести и как у внедорожников увеличенные ходы подвески, при экстренном торможении в "пол" будет более длинный тормозной путь. Даже на сухом покрытии он будет примерно 3-5 метров длиннее чем у легкового авто.
Если ваш автомобиль оборудован системой стабилизации ESP то отключать ее зимой не рекомендуется.
Но в случае когда автомобиль застрял ее стоит отключить, в противном случае она буде вам мешать при попытках выбраться.
При вождении кроссовера стоит также учесть что электроника не может бороться с законами физики, таким как например инерция.
Удачи на дорогах.
С уважением Акишин А.
Спасибо за подробное раскрытие темы, а то пишут многие очень поверхностно, а у вас все понятно и тема раскрыта.
полезная информация
Спасибо за статью. Прочитал с большим интересом.